Недавно на своей личной психотерапии я обнаружила, что грань между бескорыстием и эгоизмом весьма размыта, если вообще существует. К этому выводу меня привело открытие насколько значимой внутренней мотивацией к тому, что я делаю в жизни, является стремление к переживанию собственной ценности. Оказывается, почти любое мое действие, направленное в этот мир, хотя бы немного окрашено этим желанием.
Конечно долгое время от подобного осознавания и признания меня удерживал стыд за то, что я могу оказаться нескромной, возомнить о себе чего-то лишнее. Потому желание быть ценной для других руководило моими действиями исподволь. Как бы так осчастливить весь мир вокруг меня таким образом, чтобы все «заценили», но ни в коем случае не подумали, что я выпендриваюсь?
Можно долго рассуждать о том, почему «барахлит» мое базовое, безусловное чувство ценности. Ощущение себя ценной просто потому что я существую, без всяких дополнительных заслуг. Можно копаться в детстве, можно свалить все на общество и культуру, в которой я воспитана, несомненно, все эти рассуждения будут верными. И хотя психотерапия постепенно делает мою самоценность все более устойчивой, все таки факт остается фактом: чтобы переживать себя ценной мне нужно для этого что-то делать.
Но, пожалуй, я больше не пугаюсь этого. Более того, я это приняла. Нет, не просто смирилась, а приняла, как нечто хорошее, что приносит много пользы. Мне и другим людям.
Когда я столкнулась с пониманием того, что мною руководит желание почувствовать себя ценной, меня накрыл ужас от собственного эгоизма.
Неужели моя забота о муже, моя работа психологом, мое увлечение живописью - все это лишь ступеньки к пьедесталу собственной ценности? Неужели мое стремление помочь другим направлено только на меня саму?
Когда ужас отступил, стало ясно, ответ «и да, и нет». Точнее, нет ответа на этот вопрос. Ведь мне на самом деле действительно важно помочь другим. Я по-настоящему искренне радуюсь, когда довольны члены моей семьи. Я действительно счастлива, когда клиентам становится лучше и легче жить в результате нашей работы. И если мои художественные работы приносят кому-то удовольствие, так это не только мое удовольствие. И я люблю помогать людям, даже тогда, когда это не приносит мне непосредственной выгоды.
Да, в какой-то степени я так забочусь о себе, но ведь и другим я делаю что-то хорошее. Тогда я спрашиваю себя: для чего же я стала психологом? Для того, чтобы чья-то жизнь стала счастливее, как стала моя, благодаря психотерапии, глубокому понимаю себя и заботе о себе. А еще потому что в психотерапевтическом контакте особенно остро ощущается ценность внутреннего содержания человека, его мыслей, эмоций, страхов, тревог, радостей. Потому что именно через такое интимное эмоциональное соприкосновение можно прикоснуться к чувству собственной безусловной ценности.
И поверить: я ценна, потому что я существую.